Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

190068, г. Санкт-Петербург, пер. Макаренко, дом 6-8, литер А, помещения 4н, 5н, 6н

Телефон

+7 (812) 714-00-93

+7 (812) 714-45-29

Факс +7 (812) 714-00-93

Эл. почта dou50.adm@obr.gov.spb.ru

Месторасположение на карте Санкт-Петербурга
В России появился единый портал для родителей растимдетей.рф
Федеральный информационно-просветительский портал «Растим детей. Навигатор для современных родителей» стал онлайн-путеводителем по востребованным услугам для семей с детьми.
Официальный сайт Комитета по образованию Санкт-Петербурга
Официальный сайт Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу
телефоны «горячей линии» по мерам профилактики заболеваний гриппа и ОРВИ: 8-812-572-48-37, 8-812-575-81-02, единого информационного центра: 8-800-555-49-43
Портал государственных услуг Российской Федерации
Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации
Портал государственных услуг Санкт-Петербурга
Петербургское образование

ГБДОУ детский сад № 50 Адмиралтейского района СПб

Адрес: 190068, г. Санкт-Петербург, пер. Макаренко, дом 6-8, литер А, помещения 4н, 5н, 6н
Телефон: (812) 714-00-93, (812) 714-45-29
Эл. почта: dou50.adm@obr.gov.spb.ru

Консультации для родителей

Что такое ритмодекламация?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ – НОВОЕ, ИНТЕРЕСНОЕ, ПОЛЕЗНОЕ

 

Как называется то новое и интересное, что с таким увлечением исполняют дети на музыкальных занятиях, праздниках и даже дома?

Этот новый в дошкольном музыкальном образовании вид деятельности называется ритмодекламация.

Ритмодекламация представляет собой синтез поэзии и музыки. Она широко применялась композиторами ещё в XX веке. Её называли «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». Название же «ритмодекламация» подчёркивает именно ритмизацию текста при выразительном речевом интонировании.

В современной музыкальной методике обучения дошкольников ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.

На первом плане в ритмодекламации выступает соединение одного из важнейших параметров музыкального языка – ритма – и выразительного речевого интонирования. При этом поэтический текст очень тонко взаимодействует с музыкой, отражая малейшие изменения в настроении, характере музыкальной ткани, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания. Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма. Отстранение же от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования (детям проще и естественнее говорить, чем петь), с другой стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

Почему же ритмодекламация, как вид музыкальной деятельности, так нравится всем детям, почему даже плохо поющие ребята с огромным желанием исполняют эти модели?

Во-первых - это интересное, зачастую необычное, завораживающее своей новизной соединение стилистически разноплановой, красивой, эмоционально-образной музыки (от старинных музыкальных произведений XV XVII вв. до современных джазовых импровизаций, от образцов мирового музыкального детского фольклора до компьютерной музыки) и ярких, самобытных поэтических текстов (от детских потешек, скороговорок до высоко художественных произведений поэтов эпохи Возрождения, романтизма, неоклассицизма).

Передача таких ярких музыкально-художественных образов вызывает у ребёнка живой интерес, побуждает активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную характеристику мимики, пластику движения.

Во-вторых — это доступность и удобство исполнения данных моделей. Опора здесь на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Даже дети с плохой координацией слуха и голоса с удовольствием исполняют ритмодекламации, не испытывая неуверенности в себе, закомплексованности, не чувствуя себя «ущербными». Именно благодаря ритмодекламации у многих таких ребят возникает интерес к музыкальной деятельности, в частности, к пению. Музыка начинает увлекать, активно развивается музыкальный слух, координация слуха и голоса. Благодаря чередованию во многих ритмодекламациях пения и речи голосовые мышцы ребёнка успевают отдохнуть в процессе исполнения, снимается излишняя напряжённость, тем самым детский голос предохраняется от усталости и перенапряжения.

Таким образом, исполнение ритмодекламаций развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой 

 

Консультация "О пользе танцев в детском саду."

ОБУВЬ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

ЧЕШКИ-  ЭТО НЕОБХОДИМОСТЬ!

Взгляните на танцующих детей, и вы поймете, что красота тела человека наиболее хорошо выражается во время движения. Ни одно красивое движение или просто шаг не удастся сделать без подходящей для этого обуви, репетиции и занятия вместо удовольствия превратятся буквально в ад. Именно поэтому чешки для танцев занимают одно из ведущих мест при подготовке к музыкальным занятиям. Чешки обладают большинством характеристик танцевальной обуви: они кожаные, мягкие, гибкие… и у них нет каблуков! Чешки могут показаться не самой красивой обувью по дизайну, но они сшиты таким образом, чтобы сделать занятия наиболее комфортными и защитить ваших детей. Только в чешках можно правильно сделать упражнения для развития стопы, движения для предупреждения плоскостопия, они защитят стопу во время подвижных игр, танцев от травм. В чешках дети не только занимаются на музыкальных занятиях, но и выступают на различных детских праздниках, концертах. Помните, что чешки – та же обувь и приобретать их необходимо строго в соответствии с правилами. Чешки должны быть мягкими и предельно комфортными. Только тогда в процессе ношения не будет никаких проблем – чешки прослужат долго и не подведут в самый ответственный момент. Чешки должны плотно сидеть на ноге и не соскакивать. Кроме того, для детей качество и удобство используемой обуви крайне важно и необходимо. Иногда с ребенком надо позаниматься дома - можно надеть чешки и пусть бегает по дому в течение часа, вреда от этого не будет и это не повлияет на плоскостопие, а будет дополнительным поводом заняться спортом. Мамы при выборе чешек для своих детей предпочитают белый цвет для девочек, для мальчиков же наоборот – черные. В последнее время усилилась тенденция на покупки цветных чешек, которые можно идеально подобрать под костюм любой расцветки. Правильный выбор чешек для танцора — едва ли не основная составляющая при обучении и выступлениях.

В МИРЕ МУЗЫКИ.

Встреча с хорошей музыкой – всегда праздник. Чем раньше ребенок соприкоснется с ее лучшими образцами, тем ярче будут его впечатления. Как сделать, чтобы музыка вызывала отклик, заинтересовала малыша, была понятна ему?

  В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении близких ему людей, семья способна развить его эстетические чувства. Если вы просто напеваете малышу, он уже приобщается к музыкальному искусству, пусть и несовершенному. К тому же вы передаете ему частицу вашего вдохновения.

   В последнее время потеряна такая семейная традиция, как домашнее музицирование с детьми, утрачена привычка петь дома хором. А жаль! Такие первые ростки становления музыкальной культуры в семье укрепляют отношения с детьми. Спойте колыбельную, когда укладываете спать малыша, вы можете заменить слова песни другими, называя его любимые игрушки.

   В результате общения с музыкой ребенку передаются ее настроения и чувства: радость и грусть, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки.

   Учите детей слушать музыку, вызывайте у них желание петь, танцевать, играть. Если музыка войдет в ваш дом, жизнь в нем станет светлее и радостнее. Тем самым вы приблизите ребенка к истокам творчества, к пониманию красоты в музыке. Быть может, природа одарила ваше дитя способностями, о которых вы и не догадывались.

   Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни они выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются; у других позже, труднее. Способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте у большинства детей проявляется лишь к пяти годам. Но если способности не проявляются рано, это не говорит об их отсутствии. Большое значение имеет окружение, в котором растет малыш. Раннее проявление способностей наблюдается именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Одни дети способны развить высокого уровня музыкального развития, другие более скромного. Важно, чтобы дети с раннего детства учились относиться к музыке не только, как к средству увеселения, но и как к важнейшему явлению духовной культуры.

   Не каждый малыш получает музыкальное образование в раннем возрасте. Не следует «тянуть» ребенка в музыку. Однако научить его чувствовать и понимать ее можно и без этого: нужно вместе с малышом музыку слушать. Это развивает в нем музыкальный слух, чувство прекрасного.

Консультация для родителей «Домашнее музицирование».

Каждый человек от природы наделен задатками к музыкальной деятельности  - то есть физиологическими особенностями. Это, например, строение органов слуха или гортани. Чувство ритма также заложено в человеческом организме на уровне физиологии – биение сердце, равномерное дыхание, пульсация шага, цикличность процессов сна и бодрствования. Звуковысотный и тембральный слух также присущи каждому человеку – ведь и самый маленький ребенок по тембру отличает папин и мамин голоса.
А эмоциональная реакция на музыку! Она свойственна только людям.
Кстати, все эти особенности позволяют успешно заниматься музыкой даже глухим людям!
Итак, ученые и музыканты давно пришли к выводу, что по природе музыкален любой человек. Но каждый ли становится музыкантом? Отчего-то нет…
Чтобы способность к занятиям музыкой перешла в актуальную форму, ее надо развивать. Без развития невостребованные способности постепенно сходят на нет и восстановлению поддаются с огромным трудом. Поэтому развитием необходимо заниматься с самого юного возраста.
Но тут возникает другой вопрос: а стоит ли? Для современных родителей важнее дать ребенку английский язык, компьютерные курсы, танцы и спорт. С этим никто и не спорит, это важно. Ну так стоит ли тратить драгоценное время наших малышей еще и на музыку?
Зачем ему нужны РАЗВИТЫЕ музыкальные способности?
Ответы есть опять же у ученых. Давно известно, что особенности мыслительной деятельности детей заключается в их образном, творческом восприятии мира, за которое отвечает правое полушарие мозга. Взрослые же мыслят левым полушарием, отвечающим за логику и речь. Нам, взрослым, крайне важно «подтянуть» малыша до себя – ведь мы хотим, чтобы ребенок чисто говорил, успевал по всем предметам в школе и вообще был «умничкой». Большинство занятий рассчитано именно на развитие логики, памяти и мышления, что активирует работу правого полушария, но, увы, угнетает работу левого полушария. Отсюда усталость и стрессы, нежелание учиться и т.д.
Занятия же музыкой – пение, игра на инструменте, ансамблевое музицирование и даже просто слушание верно и по возрасту подобранной музыки  - координируют работу обоих полушарий, радуя «творческое» правое полушарие и ненавязчиво включая в работу «логическое» левое.
Доказано, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии. Как показывают исследования, под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими усилиями не расшевелить. Дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше ориентируются в пространстве. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями.
Итак, вопрос решен: ваш ребенок будет посещать музыкальные занятия и развивать свои музыкальные способности. Достаточно ли занятий в детском саду для настоящего развития? Конечно, нет.
Как не выучить языка (родного или иностранного) только на уроках, без погружения в языковую среду, так и музыку не изучить без погружения в музыкальную среду.
Чем родители-немузыканты могут помочь своему малышу для развития его музыкальных задатков?
Созданием этой особой среды!
Всего-то и надо просто музицировать вместе с ребенком. Петь ему колыбельные или детские песни, с прибаутками умываться, с частушками гулять, с попевками заниматься домашними делами; вовлекать в игру на музыкальных инструментах, отстукивать ритм по кастрюлям и табуреткам, озвучивать детские игры всевозможными звуками собственного производства; обращать его внимание на музыкальное сопровождение мультфильмов и детских фильмов, позволять играть на компьютерах и планшетах со специальными музыкальными приложениями и т.д.

Очень желательно, чтобы дома были какие-то из детских музыкальных инструментов:
колокольчики и маракасы,
шкатулки и шарманки,
барабаны, бубны и тамбурины,
металлофоны и ксилофоны,
детские гармошки, пианино и синтезаторы,
игровые микрофоны, игрушечные гитары и балалайки,
музыкальные «поющие» книжки с детскими песенками по возрасту,
всевозможные «шумелки» и «стучалки», «дуделки» и «свистелки»
Эти инструменты – не простые игрушки. Они должны лежать так, чтобы ребенок их видел (и не забывал об их существовании), но не мог сам взять. Особенно поначалу. Иначе, безусловно, будет только бесконтрольный шум.
Эти инструменты вовлекаются в игры вместе с родителями: протрубить военный сбор в играх с папой, сыграть куклам импровизированную польку или колыбельную с мамой.
Можно с ними учить стихи для праздника в детском саду (ритмично отстукивая доли погремушкой); можно устраивать домашние концерты для бабушки и дедушки; можно импровизировать и сочинять свои собственные ритмо-стихи и песенко-танцы; можно иллюстрировать музыкальными звуками рассказ сказки или показ сценки в домашнем театре.
Разрешите детям играть с музыкой! Для них она станет таким же гармоничным дополнением их детства.